13.09.2016
Как помочь ребенку с пониманием времени?
Взрослые люди сами не всегда могут справиться с такой абстрактной величиной, как время, что уж тут говорить о наших детях. Для нас стали привычны часы в различном исполнении и при необходимости мы сразу обращаемся за ответом к ним. С детьми намного сложнее, ведь время не потрогаешь. Как же научить ребенка оперировать временными категориями?
Отталкиваясь от истоков
Чувство времени начинает ощущаться маленьким существом еще в материнской утробе. Развивающийся организм проходит через полный цикл поведения матери: утренний подъем, приемы пищи, сон, работу, отдых. После рождения все значительно меняется. На детей теперь начинают оказывать влияние внешние события: периодические кормления, дискомфорт от болей в животе или мокрого подгузника. Спустя несколько лет ребенок уже может ассоциировать время с сопутствующими явлениями.
Специалисты–психологи советуют не сильно напрягать маленьких проказников в дошкольном возрасте. Обучение по часам лучше отложить на боле поздний период. Не стоит с ними спорить, но каждый человек индивидуален. Способности зависят от многих факторов:
- Генотипа, полученного от родителей.
- Общего уровня образования родителей.
- Способа воспитания.
- Других факторов.
Первые шаги
Для начала домашний персонал должен научить ребенка понимать крупные периоды, например, времена года. Детям несложно запомнить, что холодно бывает зимой, а очень жарко летом, все начинает зеленеть весной, а Новый год приходит только зимой.
Дошколята воспринимают окружающий мир через события, причем считают, что все вращается вокруг них. Вот у малыша заболел животик, тут он поскользнулся и больно ударился. Ребенку нужно привить понимание объективности происходящего. Сразу начинать с изучения циферблата не стоит. Хорошо помогают детские сказки. Домашний персонал может объяснить течение времени на простых примерах:
- Сначала дед посадил репку.
- Она росла, пока не стала очень большой.
- Дед захотел собрать урожай, но у него не получилось.
- Он позвал на помощь.
- Репку вырвали.
После прочтения сказки у ребенка можно попросить пересказать сюжет. Он должен понять очередность событий.
Неплохо работает и другой метод. Он заключается в озвучивании взрослыми своих действий, используя временные определители: с утра мы чистили зубы, затем пошли завтракать, теперь мы играем, потом будем смотреть мультфильмы. После этого переходят к временам года и месяцам. Рассказывать лучше на понятных примерах: варианты одежды, выпавший снег, опавшие листья и другое.
Хорошую наглядность дают настенные календари. На них можно продемонстрировать Новый год или День рождения папы и мамы. Календарь должен иметь четко непечатные цифры и дни недели.
Переход к часам, минутам, секундам
Знание часов начинает играть большую роль, когда маленький человек отправляется в школу. До этого он не нуждается в точном понимании времени и всегда находится под присмотром взрослых.
Существует мнение, что обучать ребенка знанию циферблата не стоит. Сегодня классические часы встречаются очень редко, и мы обычно узнаем время по цифровому аналогу. Большое распространение получили различные мобильные устройства и сними дети теперь знакомятся очень рано. Привычный циферблат сегодня можно увидеть на старинных башнях или в некоторых общественных заведениях. Однако у классического образца есть и преимущество — он наглядно показывает течение времени и круговорот событий.
Понимание циферблата облегчит ребенку дальнейшее понимание математических понятий: дробей, процентов и многих других. Малыш получит наглядное подтверждение теории времени: через 10 минут или 15 минут назад.
Начинать обучение нужно в игровой форме. Домашний персонал рассказывает воспитаннику о возрасте, прошлых, настоящих и будущих событиях в его жизни. Ошибки в суждениях следует исправлять мягко и на конкретных примерах.
Игра должна строится вокруг числовых понятий: что было 2 минуты назад, 10 минут назад, сколько минут длится умывание или завтрак. Ребенок должен научиться считать вслух секунды: раз, два, три. В закреплении материала поможет самостоятельный подсчет, например, времени вращения юлы или работы заводной игрушки.