30.11.2016
Билингвизм в современных условиях
Для самоощущения ребенка уровень развития его речи станет одним из определяющих факторов. Именно поэтому малышу, основы личности которого только формируются, необходимо обеспечить все возможности для языкового развития.
По введенному У.Вайнрахом определению билингвизмом принято называть свободное владение сразу двумя языками. Психолингвисты же это явление рассматривают, как способность индивидуума в общении пользоваться сразу двумя языковыми системами. Подобное умение стимулирует умение анализировать и развитие памяти, логику и быстроту реакции.
Формирование навыков билингвизма у детей
Дети младших возрастов обладают большим шансом овладеть вторым по счету языком, чем подростки и тем более взрослые. Причиной этого следует считать более восприимчивую память и отсутствие комплексов. Часто навыки билингвизма развиваются у детей стихийно, например, под влиянием улицы. В этом случае речь ребенка будет содержать изрядное количество ошибок. Поэтому родителям, желающим управлять развитием «двуязычия», следует наперед продумывать порядок смены языков общения.
По мнению Е.М. Верещагина следует выделить билингвизм 3-х типов:
- Рецептивного, связанного с пониманием речевых конструкций.
- Репродуктивного, связанного с навыками воспроизведения услышанной речи.
- Продуктивного, отвечающего за умение выстраивать цельные высказывания.
Для успешного формирования навыков билингвизма с первого месяца жизни коммуникация с ребенком должна происходить уже на 2-х языках. Для малыша, достигшего 3-х летнего возраста, неплохим подспорьем станут книги, аудио и видеозаписи. Если языки будут усваиваться в процессе коммуникации, а не входе обучения, то билингвизм у ребенка будет формироваться естественным образом. Оба языка вскоре станут для него «родными». Если же обучение происходит преднамеренно, то второй язык уже не будет рассматриваться ребенком, как средство коммуникации. Такой билингвизм следует считать «искусственным».
Условия для эффективного формирования навыков «двуязычия»
Часто создание для ребенка-монолингва особой билингвистической среды становится для родителей непосильной ношей. Возможности же специально созданных центров и дошкольных учреждений сделают развитие навыков двуязычия у ребенка более успешным. Благодаря общению с ровесниками, участию в интересных занятиях и веселых играх развитие навыков билингвизма происходит более результативно. Преимущества таких детских садов очевидны.
Родителям бывает невероятно сложно верно оценить качество услуг, предлагаемых подобными заведениями. Выбирая для своего малыша специализированное учреждение, следует обратить внимание на:
- Используемую педагогами методику облучения иностранному языку.
- Формы организации подобных занятий.
- Уровень владения языками самого педагога.
Неплохим подспорьем смогут стать и домашние занятия, выстроенные на базе современных педагогических принципов. Окруженному красочной игровой средой ребенку будет намного легче постигать азы английского.
Заняться изучением второго языка можно и во взрослом возрасте. Однако путь к овладению его навыками будет более тернистым.