Развитие гувернерства в России и плюсы домашнего воспитания
Но сейчас нанять профессиональную гувернантку для малыша или школьника могут себе позволить только по-настоящему обеспеченные люди, подходящие к жизни по-иному. В отличие от обычной няни, гувернантка занимается не только надлежащим воспитанием ребенка, но и его образованием, в результате ребенок становится более спокойным, а его жизнь — размеренной.
Родители, оставляя своего малыша под присмотром профессиональной гувернантки, могут оставаться спокойными за него, так как ребенок меньше болеет, чем при посещении детского сада, быстрее развивается и максимально интересно проводит досуг. Но польза связывается с личностью самой гувернантки, поскольку хорошее воспитание и первичное образование способен дать только высокоморальный и высокообразованный профессионал в сфере воспитания детей.
Поэтому принципы выбора гувернантки должны отличаться от методик найма обычной няни, а родителям рекомендуется обратить внимание, знает ли такой специалист методики развития детей и владеет ли иностранными языками. Но главным в личности гувернантки считаются высокие моральные качества, которые она должна в процессе воспитания передать ребенку.
Корни гувернерства в допетровской России можно разглядеть в «няньках» и «дядьках», которых по традиции приставляли к царским и боярским отпрыскам, а затем — к дворянским и купеческим детям. Но такие «няньки» обычно просто присматривали за детьми, не давая им навыков образования, а во времена Петра Великого заграничные домашние учителя были запрещены. Вместо них образование детей из богатейших семей проводилось в учебных учреждениях, преподаватели которых не научат учеников тому, что чуждо православной вере.
Но уже при Екатерине Второй богатейшие фамилии важнейшую роль придавали именно домашнему образованию своих отпрысков. При этом по приказу императрицы все гувернеры обязаны были получать аттестаты в Московском университете либо в Академии наук. В 1764 году был открыт Институт благородных девиц, впоследствии известный как «Смольный», в стенах которого производилась подготовка гувернанток вплоть до революции.
Открытие Института благородных девиц не только положило начало женскому образованию, но и стало существенным вкладом в развитие гувернерства в России. Большинство выпускниц впоследствии работали гувернантками в дворянских семьях, а их труд очень ценился и высоко оплачивался. С конца XVIII столетия многие дворяне нанимали своим отпрыскам образованных западных гувернеров, среди которых зачастую можно было нанять даже представителя знатного рода.
Хотя в советскую эпоху должности гувернантки формально не существовало, некоторые люди находили образованных помощниц, которые помогали в воспитании и домашнем обучении детей. А сейчас постепенно возрождаются традиции XVIII — XIX столетий, когда роль гувернантки становится важной, а ее личности уделяется особое внимание, так как хорошим манерам и врожденной морали трудно научиться на каких-либо курсах.