27.09.2013
Элизабет Франклин — няня-англичанка О.А. Романовой
В частности, говоря о нянях-англичанках, следует вспомнить об одной удивительной женщине — миссис Элизабет Франклин, которая принимала непосредственное участие в воспитании Великой княжны Ольги, пятого и самого младшего ребенка в семье императора Александра III и его супруги, императрицы Марии Федоровны.
Миссис Франклин — немолодая, опытная и строгая женщина была приглашена в семью Романовых, когда Ольга была еще совсем маленькой девочкой. Надо заметить, что в царских семьях до той поры было принято, чтобы кроме няни воспитанием детей занималась еще и нанятая гувернантка, однако миссис Элизабет Франклин по отношению к своей подопечной успешно выполняла обе эти функции.
Будучи уже немолодой женщиной, протестанткой по вероисповеданию, миссис Франклин воспитывала Ольгу в традиционно-строгом, пуританском стиле, присущем Англии викторианской эпохи. Учитывая чрезмерную занятость Августейших родителей, девочка проводила с няней большую часть времени с малых лет, и логично, что миссис Франклин стала для нее одной из самых близких людей, к чьему мнению маленькая княгиня охотно прислушивалась.
Именно няня выучила свою царственную подопечную беглой английской речи и безукоризненному письму. Уже к пяти годам девочка свободно писала небольшие послания на языке жителей Туманного Альбиона, дополняя письма красивыми тематическими иллюстрациями. Просматривая записи, сделанные маленькой княгиней, которые сохранились в государственных архивах, даже специалисты поражались красоте и изяществу детского почерка, очень похожего на каллиграфию старой английской няни. Для того чтобы девочке было легче и удобнее обучаться искусству красивого письма, миссис Франклин разлиновывала простым карандашом бумагу, ориентируясь на особенности почерка своей подопечной.
С малых лет княгиня Ольга познавала классический английский язык самым простым и доступным для любого ребенка способом: воспринимая на слух речь своей наставницы, слушая от нее многочисленные истории и сказки на английском языке, изучая его, таким образом, в непринужденной игровой форме. При этом девочка знала и русский язык, хотя до определенного момента испытывала небольшие трудности с его изучением.
Несмотря на то, что миссис Франклин стремилась воспитывать маленькую княгиню в соответствии со строгими принципами викторианской эпохи — она неустанно заботилась о ребенке и скрупулезно следила за тем, чтобы девочка с детства росла в самых лучших условиях. Так, именно няня настояла на том, чтобы маленькая княгиня жила в самых просторных комнатах на третьем этаже Гатчинского дворца, ведь здесь располагались очень просторные и светлые помещения. В детской спальне Ольги Александровны, согласно описаниям тех лет, одновременно царили и уют, и чистота, и образцовый строгий порядок.
Няня сопровождала свою подопечную даже в путешествиях, о чем свидетельствуют записи в дневнике, сделанные 15-летней княгиней. Трогательной любовью и уважительным отношением к своей немолодой няне проникнуто большинство страниц дневника девушки, которая в двенадцатилетнем возрасте потеряла отца (к тому времени Александр III скоропостижно скончался в Ливадии). В тот момент миссис Франклин была едва ли не единственным человеком, которому юная княгиня смогла доверить свое горе, ведь все члены царской семьи предпочли по-своему, в одиночестве пережить скорбные дни. О том, как мудрая наставница поддерживала и помогала своей подопечной, Ольга Александровна также писала в своих дневниках.
До самых преклонных лет Нана (так с любовью называла свою няню княгиня Ольга) оставалась жить в Гатчинском дворце, регулярно отправляя уже повзрослевшей своей воспитаннице открытки и письма на английском языке. К тому времени Ольга Александровна, уже замужняя особа, переехала жить в Санкт-Петербург, но и оттуда продолжала поддерживать теплую переписку со своей любимой нянюшкой.